В сознании каждого человека понятия ‑ отчего дома, родины, земли предков ассоциируются с центром, вокруг которого существует весь остальной мир и к которому восходят истоки национальной культуры, обычаев и традиций родного народа. Таким домом предков для казахов являются горы Улытау.
В переводе с казахского языка – это Великие горы. Но величие их не в масштабе, а в той исторической значимости, которая порождена великими событиями национальной истории, связанными с образованием казахского ханства и государствености. Улытау по праву может претендовать на любой из эпитетов, которыми его щедро одаривают в последние годы ученые, журналисты , краеведы, все более пристальнее изучающие этот «исторический центр» поистине «колыбель казахского народа» один из «эпицентров кочевой культуры, степной цивилизации» .
Улытау ‑ край седой старины. Даже беглый перечень памятников поражает своей древностью и многообразием. Множество стоянок эпох палеолита и неолита, которыми буквально усыпаны эти места, тысячи орудий труда первобытных людей встречаются у каждого родника и на каждой лужайке, словно предъявляя доказательство того, что эти земли с древнейших времен привлекали своим плодородием и красотой наших предков.
Производит впечатление своими масштабами одна из крупнейших в Казахстане мастерская эпохи палеолита, расположенная вблизи мазара Дузен на берегу реки Каракенгир. Молчаливый свидетель каменного века Жетыконур был предметом многолетних исследований археологов. Памятники эпохи бронзы – поселения, некрополи и величественные мавзолеи бегазы-дандыбаевской культуры обнаружены на всех речных долинах. Царские захоронения Айбас-дарасы, Уйтас-Айдос, Акоба, Талдысай привлекают к себе взоры многочисленных ученых и исследователей памятников культуры. Курганы вблизи поселка Кургасын и курган Караоба у реки Терисаккан вот уже более двух с половиной тысячелетий служат ориентиром для путников.
Удивительной достопримечательностью Улытау являются так называемые курганы «с усами». Загадка их до сих пор не разгадана. Это или один из видов надгробного сооружения, или древняя обсерватория, или ритуальный комплекс, а может быть, всё вместе взятое. «Усы» подобных памятников, в классическом варианте, всегда обращены на восток, а сохранившиеся в Улытау некоторые из них удивляют разнообразием ориентаций, форм и количеством.
Поражают своей величественностью и красотой возвышающиеся в равнинах живописных урочищ курганы эпохи гуннов. В этих местах можно обнаружить и следы культур древних тюрок, огузо-кипчаков. Прекрасно сохранились тюркские поминальные оградки с каменными изваяниями в горах Арганаты, Кишитау, в ущелье Тлеугабыл, в урочище Коргантас. Протяженность рядов некоторых каменных изваяний, именуемых также балбалами, достигает 250 метров.
Масштабы горно-металлургической деятельности древних жителей Улытау до сих пор вызывают удивление ученого мира. Множество шахт и карьеров, металлургические печи и формы заготовок свидетельствует, что еще три тысячи лет тому назад местные племена экспортировали в Иран, Индию, Грецию и другие страны медь, олово, серебро и золото. Подтверждение этому мы находим и в трудах «отца истории» Геродота. Такие металлургические центры, как Елукудык и Соркудык, Талдысайвозникшие еще в эпоху бронзы, использовались вплоть до позднего средневековья.
Одной из достопримечательностей самобытной культуры Улытау являются целые галереи наскальных рисунков древних художников. Сцены быта и охоты, удивительный животный мир, картинки, отображающие мировоззрение древних людей, запечатлены резцом первых творцов на гранитных скалах Теректы-аулие, Зынгыртас, Арганаты вдоль берегов рек Байконыр, Тамды, Жангабыл, Жетыкыз. В средневековье этот край называли Дешт-и-Кипчак (в переводе с арабского ‑ страна кипчаков), территория которого была поделена между крупными племенными объединениями кипчаков, кимаков, великих огузов. Улытау никогда не принадлежал одному только племени или роду. Эта благодатная земля была излюбленным местом ханов кочевых племен, считалась священным, заповедным уголком во все времена.
Не случайно здесь образовал свою ставку старший сын Чингисхан-Жошы хан. Отсюда начинал покорение Восточной Европы Батый. В Улытау немало архитектурных памятников, связанных с домом чингизидов. Это мазары Жошы хана, Кутлук-Темира, Болган-ана, Келин-там, Талмас ата. В этих степях зародился знаменитый кюй «Аксак кулан» (ХІІІ в), известивший Чингизхана, согласно легенде, о смерти его сына Жошы.
В ХІV веке был воздвигнут мазар над могилой Алашахана, одного из основателей тюркских племен, жившего предположительно в VІІ-VІІІ веках.
На одной из вершин гор Улытау покоится и прах великого полководца, политика и оратора, эмира Золотой Орды Едыге, легендарное имя которого упоминается в героических сказаниях и эпосах народов Алтая, Урала, Северного Кавказа, Крыма и Узбекистана. Навечно остаться в горах Улытау пожелал и беспокойный хан Золотой Орды Тохтамыш. По утверждению знатока истории Улытау академика Алькея Маргулана, последние дни жизни провел в Улытау и могущественный царь Турана Афрасиаб в своем медном дворце.
На горе Алтыншокы, на каменной плите, оставил память о своем пребывании в Улытау всемогущий Тамерлан. Причудливые гранитные скалы Улытау помнят и бухарского хана Абдаллаха, и кокандских воинов Худояр хана. Родниковую воду Улытау испили многие средневековые европейские и русские послы, направлявшиеся в главную ставку монголов Каракорум. С именем Улытау связаны биографии и таких исторических личностей, как Кетбуга, Керей, Жанибек, Касым, Тауке, Барак, Кучум, Абылай, Абулхайр, Акжол би, Казбек би, Кенесары и многих других.
Улытау ‑ географический центр Казахстана. На карте вы обнаружите, что он находится на равном расстоянии как с севера на юг, так и с востока на запад Казахстана. Видимо, этим и объясняется тот факт, что он был стратегически удобным плацдармом для сбора войск и рассредоточения их на пастбищах с многочисленными родниками вокруг гор Улытау.
В годы «всенародного бедствия» («ак-табан шұбырынды») Улытау прославился тем, в юго-восточной его части объединенные силы казахских родов впервые дали отпор джунгарам. С тех пор это урочище называется Калмаккырган, что означает «место, где разгромили джунгар». Непокорные великие горы Улытау и в годы царской колониальной политики оставались очагом сопротивления и независимости. Свидетельство тому ‑ восстание Кенесары Касымова в середине XIX века, Амангельды Иманова в 1916-1917 года.
Об удобном географическом положении Улытау говорит и то обстоятельство, что через Улытау из Средней Азии в Сибирь проходило одно из главных в Сарыарке ответвлений Великого Шелкового пути ‑ так называемый «сарысуйский »,или «медный», путь. Подтверждением служат десятки караван-сараев, укрепленных поселений, феодальных замков, караульных башен, расположенных вдоль караванных путей. Там интенсивно развивались городская культура, ремесло, торговля, о чем свидетельствуют результаты археологических исследований на городищах Баскамыр, Жошы-орда, Аяккамыр, Орда-базар. Ученые предполагают, что этот торговый путь возник задолго до Великого Шелкового пути и просуществовал вплоть до тридцатых годов нашего столетия, что, несомненно, оказало влияние на развитие культуры этого края.
Не поскупилась и природа, одарив эту землю несметными сокровищами, о которых еще писал Фирдоуси в своей поэме-эпосе «Шахнаме». Неповторимые пейзажи Улытау описывает в своих путевых заметках арабский путешественник XI века аль-Идриси. Есть упоминание об Улытау в казахской народной сказке «Ер-Тостик». Как известно, «философ Степи» Асан-Кайгы объехал многие уголки Сарыарки, чтобы найти лучшие земли для своего народа, но остановил взор на Улытау.
Жемчужиной Казахстана назвал улытауские степи академик Каныш Сатпаев, ведь почти все элементы таблицы Менделеева обнаружены в недрах Улытауского региона. Примечательно, что эпохальное событие века – полет человека в космос тоже связано с Улытау, с космодромом Байконур.
Улытау хоть и напоминает своим рельефом и осиново-березовыми колками курортные места Кокшетау, Баянаула, Каркаралы, но прежде всего он является историческим центром Казахстана, и не случайно в дни Всемирного курылтая казахов участники форума в первую очередь пожелали посетить эту национальную святыню казахского народа. В те дни Первый Президент Казахстана Н.А. Назарбаев принимал участие в установлении памятного знака в ознаменование исторической роли Улытау в становлении казахской государственности.
Улытау поистине географический феномен. Будто островок, окруженный степью и пустыней, дарует он путникам родниковые прохлады и тени осин и берез. Недаром его называют «страной озер». Каждую весну озера Баракколь, Косколь, Ашиколь, Курколь собирают пернатых из Индии, Африки, Средиземноморья, Передней Азии. Здесь проходят два основных миграционных пути степных антилоп-сайгаков.
В целях сохранения уникальных историко-археологических памятников и редких природных компонентов здесь 1990 году был создан Национальныйисторико-культурный и природный заповедник-музей «Улытау».
Сегодня этот край, вобравший в себя дух кочевников трёх тысячелетий, овеянный легендами, воспетый поэтами, многие века привораживающий людей, он все еще окутан покровом тайн.