Пресс-релиз I Международного этнофестиваля «Ұлытау қымызы»
29 июня 2017 года
1 июля 2017 года пройдет этнофестиваль «Ұлытау қымызы» по инициативе Национального историко-культурного и природного заповедника-музея «Улытау».
- Фестиваль, приуроченный к Международной специализированной выставке «ЭКСПО-2017» проводится в рамках Программы этнофестиваля «Терисакканская весна» под эгидой национальной комиссии по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО.
- «Ұлытау қымызы» – это этнокультурный фестиваль, в контексте которого проводятся культурные практики связанные с культом коня. Основным концептом мероприятия является репрезентация аксиологической функции обрядов «Бие байлау», «Қымыз мұрындық», изготовления национального напитка – кумыса в современном обществе.
- В рамках этнофестиваля будут представлены национальные обряды («Бие байлау», «Қымыз мұрындық»), конкурсы «Мешкей», «Қатынкүрес», «Стрельба из лука», «Метание копья», также выставки посудных изделий и кочевой кухни, мастер-классы по различным видам ремесла.
- В фестивале примут участие местные жители и гости из близлежащих городов Жезказгана и Сатпаева, Караганды, Астаны, кроме того ожидается поток туристов – гостей Международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017».
- Этнофестиваль открыт для всех, кто интересуются своей историей и культурой, ценит и любит народное творчество.
- Мероприятие пройдет при поддержке общественного фонда «Ұлы Тағзым» и Акимата Улытауского района.
- Место проведения: Карагандинская обл., Улытауский район, озеро Кененбай, расположен в 30 км от с.Улытау.
- До Жезказгана можно доехать на поезде Астана-Жезказган, Алматы-Жезказган, Кызылорда – Жезказган и автобусе Астана-Жезказган, Караганды-Жезказган, Кызылорда-Жезказган.
- Заказной автобус Жезказган-Улытау-Кененбай 1 июля выезжает в 07:00 и обратно (Кененбай-Жезказган) в 20:30.
- Справка
- Этнофестиваль посвященный культу коня начался в 2012 году под названием «Терсакканская весна». Традиционно триада обрядов «бие байлау», «айғыр қосу» и «қымыз мұрындық» отмечается терсакканцами 2 мая.
- На сегодня праздник из локального масштаба обрёл международную популярность при поддержке Национального заповедника-музея «Улытау». Более того, цикл обрядов «Терсакканской весны» вызвал научный интерес национального комитета по охране нематериального культурного наследия при национальной комиссии РК по делам ЮНЕСКО. Проводится ряд исследовательских работ и мероприятий по внедрению «Терсакканской весны» в список Всемирного национального наследия человечества, который будет 48-элементом нематериальной культуры.
- В этом году, второй этап этнофестиваля, проводиться под названием «Ұлытау қымызы». На мероприятии жители села покажут обряды, традиционные игры, блюда и напитки кочевых народов связанных с производством первого кумыса.
- Основные обряды этнофестиваля «Ұлытау қымызы»:
- «Бие байлау». Обряд «Бие байлау», что в переводе означает «сватание жеребца» проводятся для сохранения чистоты крови и селекции в табунах. После брачных танцев древний обряд сопровождается праздничным застольем.
- «Қымыз мұрындық». Это обряд при появлении первого кумыса. Для казахов кумыс, это священный дар кобылы-матери уставшим и ослабевшим от долгой зимы людям. Этот дар казахи отмечают праздно не только в кругу семьи, но и вместе с односельчанами.
- «Готовка кумыса». Приготовление кумыса состоит также из нескольких практик – это дойка кобылы, затем окуривание чистой деревянной колоды, закваска кумыса, и после нескольких дней совершают пробу кумыса за праздничным столом.
- Виды национальных игр:
- «Бие қымыз». В игре обычно участвуют мужчины. По кругу они начинают пить кумыс, из круга выбывает тот, кто не выпил очередную чашку напитка. В итоге побеждает участник, выпивший больше всех кумыса.
- «Мешкей» – конкурс поедание пищи одна из распространенных видов практики по всему миру. По правилам участник должен съесть целую конину или баранину. По результатам поедания мяса определяется победитель.
- Во время обряда «Қымызмұрындық» среди женщин проводилась игра «қатынкүрес» или женское единоборство. Женщины привязывали кимешек на пояс, и боролись друг с другом как мужчины. Однако молодые незамужние девушки не могли соревноваться между собой.